Нижний Новгород – Великий Устюг – Сольвычегодск – Тотьма – Макарьев – Нижний Новгород,

или Как мы не доехали до Солигалича

20 – 24 июля 2000 г.
 

Желание съездить в таинственный северный город со звучным названием Великий Устюг у нас возникло сразу же, как мы услышали о его существовании. Желание это было подгрето публикациями А. Теркеля “Как мы не доехали до Великого Устюга” и “Как мы доехали до Великого Устюга” в журнале “За рулем” (1996, 1997). Из этих отчетов следовало, что в Великий Устюг можно попасть только через Вологду. Из Нижнего Новгорода это порядочный крюк. Другая же дорога, через Шарью – Никольск, обозначенная в атласе как дорога республиканского значения, имеющая участок без покрытия, на деле оказалась совершенно непроходимой.

Зная из наших предыдущих поездок, что сейчас в России строится довольно много новых дорог, мы решили выяснить, не изменилась ли ситуация с 1996 года. В ответ на наше письмо в администрацию Никольского района Вологодской области, посланное в прошлом 1999 году, нам сообщили, что дорога Никольск – Шарья находится в стадии строительства и ее сдача намечена на октябрь 1999 г. Мы отложили нашу поездку с прошлого на нынешнее лето, хотя особой веры в выполнение планов строительства в срок у нас не было. Тем не менее, поздней осенью мы как-то услышали по местному радио сообщение о торжественном пуске в эксплуатацию федеральной трассы Урень – Котлас (включающей в себя этот участок). Поэтому этим летом мы собрались в путь. По объективным причинам у нас было на эту поездку всего пять дней, за которые мы собирались посмотреть города, перечисленные в заголовке (а также в подзаголовке).

Ехать пришлось вдвоем (Таня и Кирилл, стаж вождения соответственно 1 месяц и 14 лет), поскольку попытки сколотить компанию к успеху не привели. Машина – практически новая ВАЗ-21047 1999 года выпуска с пробегом перед началом поездки 6200 км. Некоторое время назад на машине поменяли по гарантии выжимной подшипник сцепления, при этом приговаривая, что новый тоже хреновый. Незадолго перед этой поездкой стали временами появляться несильные постукивания, то ли в этом подшипнике, то ли в подшипнике первичного вала коробки передач. Времени разбираться с этим явлением не было, и пришлось ехать так. Стуки эти появлялись и исчезали в течение всей поездки, но так ни к чему пока не привели.

Итак, мы тронулись 20 июля в 7 часов, собираясь за день пройти 620 км по маршруту Нижний Новгород – Урень – Ветлуга – Шарья – Верхнеспасское – Никольск – Великий Устюг. Выехав из города на Кировскую трассу, обнаружили, что 92-го бензина практически нигде нет, хотя еще пару дней назад все было нормально. Лишь на одной заправке, километрах в 50 от города, нам удалось заправиться по цене аж 8 руб./л. Много брать не стали, надеясь, что дальше найдем подешевле. (В прошлом году, примерно об эту же пору, в Нижегородской области был такой же дурдом с бензином, в то время как в соседних областях никаких проблем не было.) Нашли на заправке в селе Семеново в 185 км от города, по обычной цене 6.60 руб./л. Дальше мы не испытывали трудностей с бензином на протяжении всей поездки, пока не вернулись в Нижегородскую область, где все осталось без изменения. В Костромской области 92-й бензин везде стоил 6.10 руб./л, а в Вологодской и Архангельской 6.50 руб./л. Для надежности мы старались заправляться почаще, не опустошая бак более чем наполовину. Кстати, 95-го бензина не было почти нигде (только в Тотьме).

Около Уреня свернули с Кировской трассы налево, на перекрестке с круговым движением по указателю “Ветлуга – Шарья – Котлас”. Через 800 м после этого перекрестка прямо у дороги красивое озеро, можно остановиться и искупаться. Но в этот момент была гроза и шел дождь, и мы проехали мимо. Вдоль дороги лежат новенькие деревянные телеграфные столбы, и мужики натягивают на них провода. Дорога поуже и покрытие похуже, чем на Кировской трассе. На въезде в г. Ветлугу очень красивый сосновый лес, потом длинный мост над рекой Ветлугой и ее старицей, с которого открывается панорама города. Видно несколько храмов, их восстанавливают (вообще же в этих старообрядческих районах отношение к восстановлению разрушенных церквей, по-видимому, неоднозначное). Проехали Ветлугу без остановки и двинулись в Костромскую область, на Шарью. Дорога вскоре сделалась весьма приличной. Для машинки самой удобной оказалась скорость 100 – 110 км/ч (на 5-й передаче), и мы по возможности всю дорогу так и ехали. Дорога проложена не совсем так, как показано на картах, и пересекает Ветлугу перед самой Шарьей. Оттуда есть новая дорога на Мантурово – Кострому, идущая вдоль железной дороги и не показанная на наших картах. Через несколько километров после Шарьи заехали в село Николо-Шанга и отыскали там родственников, которые были очень рады нашему неожиданному визиту и накормили нас обедом. Мы пробыли у них всего пару часов и в 14.10 двинулись дальше. Это была примерно середина пути. У Верхнеспасского, где ответвляется старая дорога на Мантурово, – пост ГИБДД, один из немногих обитаемых постов за всю нашу поездку. Затем, на подъезде к райцентру Пыщуг, несколько мостов через реки Фердос-1, Фердос-2 и Фердос-3 (так написано на указателях), и между ними на протяжении нескольких километров весьма углубленные ремонтные работы, с временными объездами и щебеночными участками.

После Пыщуга начинается самый новый участок дороги, видимо, построенный в прошлом году. Роскошное прямое и широкое шоссе с асфальтированными обочинами прорублено через глухие леса. Места совершенно безлюдные, и движения по дороге практически нет (на всех 50 км этого шоссе нам встретилось две или три машины). На границе областей плакат: “Вологодская область – родина Деда Мороза”. После сплошных лесов встретилась заброшенная деревня Государенки, которая не дождалась прокладки этой дороги и вымерла. Далее начинаются более обжитые места, и бросается в глаза резкое изменение в архитектуре: появились большие бревенчатые северные дома, каких не было видно в Костромской области. В одном месте пришлось остановиться, потому что дорогу переходил красивый маленький жеребенок. Он никак не мог перепрыгнуть через металлическое ограждение и больно ударялся о него ногами, но все обошлось благополучно. У села Козловка нам открылось совсем странное зрелище: мужик шел по обочине (асфальтированной!) с работающей мотокосилкой и делал вид, что косит на ней траву.

Река Юг у ПетряеваМы проехали Никольск и поняли, что теперь доберемся и до Великого Устюга, так как дорога дальше не вызывала никаких сомнений. Вскоре после Никольска, у села Петряево, дорога проходит рядом с рекой Юг (которая, сливаясь в Великом Устюге с Сухоной, образует Северную Двину), можно подъехать к самой воде и искупаться. Дно каменистое, река мелкая, вода очень теплая.

Примерно в 18 часов, на подъезде к Великому Устюгу, остановились выручить местного мужика на такой же четверке с двумя собаками в качестве пассажиров, у которого кончился бензин (мы сами могли этим утром оказаться в такой ситуации). Он пожелал непременно расплатиться за слитые из нашего бака шесть литров, и попросил ехать за ним к его дому, так как при нем денег якобы не было. Когда же он не обнаружил дома жену, он с сожалением достал заначенные деньги из бардачка (шесть литров бензина стоят в Вологодской области примерно столько же, сколько бутылка водки). Таким образом мы оказались в поселке Новатор, слева от трассы, на противоположном от Великого Устюга, левом берегу Сухоны. Было пора искать место для ночлега.

Дорога по правому берегу СухоныМы проехали Новатор насквозь и поехали дальше по красивой асфальтированной дороге, идущей то вдоль самого берега Сухоны (и напоминающей в этом месте набережную в Плесе), то взбирающейся на крутые утесы. Когда счетчик дневного пробега показал 666 км, мы въехали в село под названием Аполипсово. Еще через пару километров, у маленькой деревни Шиленьга, асфальт кончился (это 14 км от трассы Никольск – Великий Устюг). Расспросив местных жителей, мы свернули направо и через деревню по довольно разбитой грунтовке и полуразвалившийся деревянный мостик осторожно подъехали к берегу реки. Там мы очень приятно искупались и поставили палатку.

На второй день мы поехали осматривать Великий Устюг. На въезде в город, у поста ГИБДД после моста через Сухону нас остановил жестом руки (без жезла, но с автоматом) милиционер, сказал, что мы нарушили требование знака “Ограничение минимальной дистанции” (может быть, этот знак действительно был перед мостом, мы что-то не заметили). Штраф 20 рублей (на посту выдали две копии под копирку одной и той же квитанции на 10 рублей). Вообще-то все машины по мосту шли одна за другой, но останавливали только неместных. От моста к центру города нужно ехать направо, как всегда под знак “Движение грузовых автомобилей запрещено”.

Панорама Великого Устюга от речного вокзалаСначала мы проехали немного дальше, чем нужно, и оказались у речного вокзала. Там ходит один-единственный теплоходик до какой-то пригородной пристани (Аристово?), время в пути туда и обратно полтора часа, отправление несколько раз в день. То есть можно совершить речную прогулку по Сухоне. От речного вокзала открывается прекрасный вид на храмы, выстроившиеся вдоль набережной. Становится понятно, что по числу церквей Великий Устюг может соперничать с Суздалем. Одна из церквей, принадлежащих местному музею, – Мироносицкая – находится рядом с речным вокзалом. Было еще рано, и нас не пожелали туда впустить (все музеи работают с 10 до 17, перерыв с 13 до 14, цена билета 5 рублей в каждый). Тогда мы переместились ближе к центру и оставили машину у гостиницы (она называется “Сухона”). Хотя останавливаться в ней особого желания не было, на всякий случай узнали, что в данный момент мест нет, но ближе к вечеру могут освободиться номера без удобств (92 руб./чел./сутки). Душа и горячей воды в гостинице нет в принципе (“только в люксе”), а в данный момент нет и холодной воды.

Из всех церквей, принадлежащих музею, мы зашли в самую старинную и интересную по архитектуре – церковь Вознесения, 1648 г. В разных ее приделах семь иконостасов, выполненные в самых разнообразных стилях и все очень необычные. Кое-где сохранились фрески с весьма объемными текстовыми фрагментами мелким шрифтом. Запомнилась фреска, на которой изображены народы (впереди Русь, затем купцы, немцы, кызылбаши, арапы, Литва и жиды), шествующие в чистилище. В музее можно купить удобную небольшую схему центра города и разные буклеты. Самый большой храм – Успенский собор – массивный и в то же время устремленный ввысь, имеет что-то общее с Софийскими соборами в Новгороде и Вологде. Еще мы были в действующем соборе Прокопия Устюжского. В этот день, 21 июля, был праздник этого главного в этих краях святого, и мы слушали проповедь приехавшего по этому случаю митрополита. Мы обошли пешком большинство остальных храмов (они активно реставрируются) и зашли также в Михайло-Архангельский монастырь (а вот в нем размещается автотранспортный техникум и никакой реставрации не происходит).

Великий Устюг. Церковь ВознесенияВеликий Устюг. Успенский соборЕще один храм в Великом Устюге

В центре много магазинов сувениров, там продаются, в частности, традиционные местные расписные шкатулочки. Один из магазинов полностью посвящен Деду Морозу, рядом находится “Почта Деда Мороза”, а напротив – психоневрологический диспансер. Вообще, вся эта история с установлением родины Деда Мороза сильно смахивает на осуществление навязчивой идеи какого-то городского сумасшедшего, который, наверное, всю жизнь всем это доказывал. В то же время такой подход процветает в Америке, особенно во Флориде, там тоже на пустом месте создаются достопримечательности, и это весьма способствует развитию бизнеса и соответствующей инфраструктуры. В нашем случае не исключено, что постройкой дороги, по которой мы ехали, мы обязаны Деду Морозу и этому предполагаемому сумасшедшему.
 

СольвычегодскВ 13.20 мы закончили осмотр Устюга и направились (по стопам вышеупомянутого А. Теркеля) в Сольвычегодск. Выехав в сторону Архангельска, поехали по весьма живописной, с подъемами и спусками, дороге вдоль левого берега Северной Двины. Километры по ней отсчитываются до Березника (где она соединяется с трассой М8), и есть указатели на Архангельск, но какое там дальше покрытие, мы не узнавали. Вдоль дороги несколько раз попадалась реклама понтонного моста через Двину (нам предстояло через нее переправиться): “Низкие цены! Грузоподъемность до 60 тонн! Круглосуточно!”. Мы поддались рекламе и свернули с трассы на мост в селе Куимиха. Оказалось, что до моста километров пять разбитой песчаной дороги, а подъезды к мосту и сам мост просто страшные. Тем не менее, мы благополучно переправились (стоит это 20 руб.) и поехали через Котлас (длинный промышленный город), затем через поселок Вычегодский и далее по указателям на Коряжму до поворота налево на Кузьмино. От этого поворота километров десять гравийной (а в самом конце грунтовой) дороги до паромной переправы через реку Вычегду. Подъехав туда, мы увидели очередь автомобилей и севший на мель буксир от парома, который пытались с нее снять с помощью трактора и троса. На другом берегу Вычегды высились большие каменные храмы, это и был Сольвычегодск. Таким образом мы увидели все, что хотели в этом городе, решили не переправляться туда и вместо этого искупались неподалеку. Пока мы это делали, буксир сдернули с мели, и паром заработал. На пароме по Северной ДвинеА мы поехали обратно. Это была самая северная точка нашего путешествия. На обратном пути мы переправлялись из Котласа на пароме. К нему на обоих берегах хороший подъезд, плюс это получасовая речная прогулка по Вычегде и Северной Двине, и стоит все удовольствие 30 руб. Паром приходит в деревню Горка, чуть севернее села Шипицыно. Вообще же там активно строится капитальный автомобильный мост через Двину.

Было уже 20 часов, когда мы вернулись в Устюг. По дороге видели в населенном пункте Курцево засаду ГИБДД, но были предупреждены встречными. У моста через Сухону нас вновь остановили милиционеры с автоматами и на этот раз попросили открыть багажник. Не найдя, к чему бы придраться, отпустили. В поисках места для ночевки мы съездили в Дымково, расположенное прямо напротив Устюга на берегу Сухоны. Оттуда открывается великолепная панорама Устюга, но ночевать там не представлялось возможным. У стен Гледенского монастыряПоэтому мы вернулись на трассу и снова свернули с нее налево в Морозовицы, к Троице-Гледенскому монастырю, который собирались посмотреть наутро. Съехать вниз к реке не удалось – дорога сильно разбита. Поставили машину и палатку на обрыве у самого монастыря, рядом с видовой площадкой (вид на реки Юг и Сухону), оборудованной свежевыстроенным туалетом типа сортир.  Вода берется неподалеку в колодце в деревне. Ужин готовили на примусе (вообще в этой поездке мы все время пользовались им и ни разу не разводили костер).

На третий день утром сходили в Троицкий собор монастыря, который также относится к музею. В нем сохранился иконостас с деревянными резными скульптурами евангелистов у святых врат. Там же интересная экспозиция по истории монастырей Вологодской области. Поднялись на колокольню. Затем отправились в Тотьму, через Нюксеницу. Дорога туда отходит вправо от трассы Великий Устюг – Никольск примерно в 12 км от Устюга. Река СтрельняУ деревни Анисимово высокий мост через реку Стрельня. Она протекает в ущелье с отвесными берегами. Потрясающее по своей красоте место, пейзаж напоминает кавказский, но с вполне русской деревней на переднем плане. Мы остановились и искупались. Вода очень чистая, дно каменистое, неглубоко, но очень приятно. Рядом впадает ручеек из родника, набрали воды.

Через пару километров от этого места – последний недоделанный участок этой дороги. На протяжении примерно полутора километров насыпан крупный щебень (средним размером сантиметров 10), ехать по которому чрезвычайно неприятно, но все-таки возможно. Асфальт там активно укладывают. После того как мы преодолели этот участок и разогнались, случилась самая опасная дорожная ситуация за нашу поездку. Из-за поворота навстречу нам вылетели два Камаза с прицепами, груженые песком. Один обгонял другого через сплошную линию разметки. Они везли песок явно к этому месту дорожных работ, и явно устроили заезд наперегонки. Прицеп у обгоняющего Камаза болтался из стороны в сторону, заезжая даже на обочину. Нам пришлось тормозить (слава богу, было время это сделать) и съезжать на обочину и дальше практически в кювет. В момент встречи прицеп, к счастью для нас, мотнуло в другую сторону, и он ударился сзади нас в кузов обгоняемого Камаза. На дорогу высыпалась большая куча песка, но, видимо, ничего серьезного не произошло, поскольку они умчались дальше. Мы, как говорится, отделались легким испугом.

Вблизи села Нюксеница дорога пересекает Сухону по новому мосту. Далее дорога более старая. На протяжении примерно 15-20 км она совсем раздолбанная. Там ведутся ремонтные работы. На знаке “Неровная дорога” два полукруглых бугорка там Тотьма. Церковь Входа в Иерусалимрисуют не с интервалом между ними (как положено по ГОСТу), а вплотную друг к другу. Когда после километров десяти раздолбанной до последней степени дороги вдруг видишь такой знак, сразу понимаешь, что хотели сказать те, кто его поставили: “Дальше дорога – просто ж...”. Но тем не менее это дорога с асфальтовым покрытием, и в конце концов к 14.30 мы добрались до Тотьмы. От Великого Устюга до Тотьмы примерно 250 км.

Тотьма – совсем небольшой и чрезвычайно живописный городок. Несколько храмов, построенных в уникальном стиле, именуемом “тотемское барокко”, поставлены так, что из каждого уголка города открывается своя неповторимая панорама. Храмы узкие, длинные и очень высокие, украшены особыми орнаментами на камне. В самом большом храме – церкви Входа в Иерусалим, по форме напоминающей Успенский собор в Великом Устюге,– размещен, ни много ни мало, Музей мореходов, оказавшийся закрытым по случаю выходного дня. Зато мы посетили Музей русской церковной старины, размещенный в церкви Успения, и поднялись там на колокольню, откуда открывается вид на Сухону. В этом музее запомнилась народная деревянная скульптура “Христос в темнице со стражниками” из какой-то деревенской церкви, наивная до умиления. В музее мы купили только что изданную туристскую схему Тотьмы.

Тотьма. Старинное зданиеТотьма. Вид на Сухону с колокольни

Погуляв по центру, мы подъехали к Спасо-Суморину монастырю, расположенному уже на окраине городка. В монастыре огромные братские корпуса, находящиеся по большей части в полном запустении. Храмы с очень усложненной архитектурой, также невосстановленные. В одном из зданий находится турбаза “Монастырские кельи”, находящаяся в ведении музея. Номера чистые, удобства в коридоре, душа и горячей воды нет, зато есть кухня с газовой плитой. Мы поселились в двухместном номере, стоит это 50 руб./чел./сутки. Машина ставится под окнами. (В центре города есть также гостиница, 72 руб./чел./сутки за то же самое минус кухня.) Вечером, перейдя по досочкам через речки Ковда и Песья Деньга, у слияния которых стоит монастырь, пошли купаться на Сухону. На ее берегу стоит действующая церковь Троицы, тоже очень красивая и необычная. Было уже поздно, церковь была закрыта. По Сухоне оживленное движение буксиров и барж. В магазине бананы по 10 руб./кг, а пиво намного дороже. Налопались бананов и напились пива.

ТотьмаТотьма. Спасо-Суморин монастырь

На четвертый день отправились дальше. Мы хотели пробраться в Солигалич, который находится всего в 100 км от Тотьмы к югу, но уже в Костромской, а не в Вологодской области. Пытались расспрашивать водителей на автозаправках и автосервисе в Тотьме о дороге туда – никто и слыхом не слыхивал о таком городе. (У автосервиса встретили такую же молодую пару из Петербурга, путешествующую на такой же машине с тем же набором барахла в багажнике – палатка, пенки, котелок и т.п. – в те же края: Устюг – Сольвычегодск – Уфтюга. Поделились с ними информацией, но они о Солигаличе тоже ничего не знали.) В атласе показана дорога на Солигалич, имеющая участок без покрытия на границе областей, это всегда очень сомнительно. Не имея никакой информации, поехали туда, где эта дорога начинается – в село Черепаниха, это примерно 50 км от Тотьмы по трассе на Чекшино – Вологду, и затем 12 км налево по гравийной дороге. Приехав в Черепаниху, обнаружили там паром через Сухону и несколько автомобилей. На наши вопросы все дали однозначный ответ: дороги в Солигалич нет. Капитан парома даже сказал: бывало, люди ездили туда, пытались пробиться, но всегда возвращались. Нам не настолько хотелось в Солигалич, чтобы ехать туда больше 600 км кружной дорогой через Вологду – Ярославль – Кострому – Галич. Поэтому мы, искупавшись в Сухоне, решили ехать потихоньку домой.

Вернулись в Тотьму и поехали через мост через Сухону на Никольск. После села им. Бабушкина (там мы пообедали, обнаружив, что нагревшиеся в машине вчерашние бананы по вкусу очень похожи на дыню) дорога из асфальтовой превратилась в бетонную, довольно ровную, но все-таки жесткую и некомфортную. От Тотьмы до Никольска около 200 км. Когда мы прошли более половины этого пути, погода стала на глазах портиться, наплыла большая грозовая туча, пошел дождь, который стал таким сильным, что видимость снизилась практически до нуля. Последнее, что нам удалось разглядеть, был указатель с названием населенного пункта: Козлец. Около него мы остановились. Вслед за нами остановились еще пара машин. Тут и начался самый настоящий ... козлец. Дождь превратился в густой град, сначала мелкий, потом с вишню, а потом и с грецкий орех. Ощущение было такое, будто по крыше непрерывно бьют молотками. Мы сидели и с ужасом думали, во что же превратится наша новая машинка и не убьет ли нас самих, если град станет еще сильнее. Когда град прекратился, мы еще некоторое время стояли, поскольку дождь и гроза все еще были очень сильными. Пару раз, когда молнии ударяли особенно близко от нас, мы одновременно со вспышкой слышали удары по крыше, такие же, как от крупных градин (хотя града уже не было). Над причиной этого явления мы не успели подумать, потому что как только появилась хоть какая-то видимость, мы рванули с места и стали убегать от грозы. В лесу горели зажженные молнией деревья. Мы быстро доехали почти что посуху до Никольска, но там встретили другую грозу, на этот раз с сильнейшим шквалистым ветром. Мы подумали, что нас догнала та же градовая туча. Остановившись на минуту перед храмом в Никольске и убедившись, что на крыше не заметно серьезных повреждений, мы решили вернуться на километр назад и спрятаться на этот раз от града и смерча под мостом через Юг. Однако простояв там некоторое время и не дождавшись ни града, ни смерча, мы выехали дальше уже известной нам новой дорогой в сторону Шарьи. Пока мы ехали, страшная темно-синяя туча не отставала, находясь все время к северо-востоку от нас. Отчасти поэтому, а отчасти потому, что в наши планы входило посетить еще монастырь в городе Макарьеве на реке Унжа в Костромской области, мы свернули в Верхнеспасском на юго-запад на Мантурово. Дорога там в основном вполне приличная. Постепенно над нами вновь появилось солнце, а тучи остались далеко вдали. Пора было думать о ночлеге. Проехав Мантурово, мы нашли подходящее место на берегу Унжи. Между указателями на Великое Село и Самылово мы свернули налево на необозначенную гравийную дорогу, затем проехали немного вниз по дороге из бетонных плит, и затем по ровной грунтовке до берега. С удовольствием искупались в Унже. В реке затонуло множество бревен. При закатном освещении разглядели на машинке около десятка небольших, едва заметных вмятинок от града, в основном на капоте, а не на крыше. Ночью был дождь средней силы, и где-то вдалеке гроза.

На пятый, последний день поехали в Макарьев, до которого оставалось километров 70. На въезде в город остановились и спросили у сидевших там в машине автоинспекторов, существует ли прямая дорога на Нижний Новгород (обозначенная в атласе дорога опять имела на границе областей участок без покрытия). Они заверили, что дорога (через Красногорье – паром – Горчуху – Юрово – Высоково) есть, она действительно имеет песчаный участок длиной километров семь, по которому можно вполне легко проехать на легковой машине. Кроме того, они сказали, что обозначенный на картах паром в Юрьевце (это был бы альтернативный маршрут) не существует, а паром в Кинешме ходит раз в два-три часа, но это был бы крюк в лишних километров 150.

Вооружившись этой информацией, мы поехали в центр Макарьева, к монастырю. Макарьев на УнжеМонастырь оказался действующим, лишь немного меньшим по площади, чем Макарьев монастырь на Волге в Нижегородской области (в который мы ездили в мае) и, пожалуй, в чуть лучшем состоянии. В главном храме –мощи преподобного Макария, наиболее чтимого святого в здешних краях. Монахини готовятся к празднику, который будет у них 7 августа. В монастыре работают на уборке и расчистке школьники. На территории монатыря нам не разрешили фотографировать. Зато мы купили изданную в прошлом году иллюстрированную книжку о святом Макарии и монастыре. Где-то внизу, под обрывом, есть источник, устроенный Макарием, но об этом мы узнали уже позже, из этой книжки.

Выехав из Макарьева, мы поехали, глядя на любезно нарисованную нам инспекторами схему. Выехав в сторону Мост через реку Черный ЛухКостромы, после моста через реку Нея у поста ГИБДД мы свернули налево (по указателю на Нежитино) на асфальтированную дорогу, а через примерно 20 км – налево по указателю на Красногорье и Нижний Новгород. Переправились на пароме через Унжу в село Горчуха, за что заплатили 19 руб. и получили билеты, похожие на автобусные, но с надписью “Услуги бани”. В ожидании парома расспросили еще раз о дороге, и нам все уверенно сказали, что проехать там вполне можно, главное, не попадать в колею и остерегаться больших камней. После Горчухи километров 10 асфальта (до Первомайки, где есть еще не разобранная узкоколейка с маленькими вагончиками) и километров 30 гравийной дороги до деревни Большие Рымы. По пути – живописный деревянный мост через реку Черный Лух. Гравийная дорога в основном в неплохом состоянии, можно ехать со скоростью 50 км/ч, но есть и участки похуже. Пытаясь понять, ездят ли тут в Нижегородскую область, мы пристально всматривались в номера редких встречных машин, но кроме костромских встретили только два иногородних автомобиля, легковой из Тувы и трейлер из Саха–Якутии...

А вот дальше началось... Первое, что мы сделали, въехав на песчаную дорогу,– это как раз попали в колею. Она вроде бы сначала была неглубокая, но потом мы поняли, что дальше неминуемо в ней увязнем, а следы легковых автомобилей идут рядом, правее, по отдельной дорожке-тропинке. С большим трудом выехали из колеи назад и перебрались на эту тропинку. Она была весьма неприятная, с корнями, камнями, выбоинами и всем прочим. Много раз приходилось останавливаться и выходить из машины, чтобы сначала пройти сомнительный участок пешком. Очень не хотелось увязнуть в песке или наехать картером на камень, поскольку встречные машины нам теперь не попадались, а волчьи следы мы обнаружили еще в самом начале песчаного участка. Особенно сложным было преодоление одного небольшого овражка... Вообще-то вокруг был потрясающий по красоте лес, но мы смотрели только на дорогу и еще изнывали от нестерпимой жары. Через 7 км мы выехали в деревню Бориха, находящуюся уже в Нижегородской области. К сожалению, на этой дороге граница областей никак не обозначена. А жаль. Можно было бы, по аналогии с Вологодской областью, повесить плакат: ”Нижегородская область – родина Папы Карло”. После Борихи песчаная дорога стала чуть ровнее, правда, пришлось переехать через полуразрушенный мостик, на котором надо было правыми колесами ехать строго по одному бревнышку, а левыми уж где получится. Высоковский Успенский монастырьНаконец еще через 3 км мы выехали на асфальт (потратив на преодоление этих 10 км около двух часов) ... и увидели слева от себя огромный каменный храм с высокой четырехярусной колокольней, как в Дивееве или Сергиевом Посаде, заброшенный, но практически не разрушенный. Вокруг сосновый и березовый лес на холмах, потрясающая красота. Рядом, у моста через речку Утрус, небольшой глубокий пруд с очень чистой и прохладной (а в глубине просто очень холодной) водой. Мы искупались в нем с непередаваемым наслаждением. После этого мы поехали мимо храма в деревню Наумово, намереваясь проехать по обозначенной на карте дороге “с покрытием” на Ильино-Заборское – Семенов – Нижний Новгород. Оказалось, что после Наумова “покрытие” представляет собой то опять песок, то бетонные плиты, кроме того, местные жители сказали нам, что мы все равно там не проедем, так как там недавно разрушился деревянный мост. Тогда мы поехали по асфальтовой дороге в противоположном направлении и без дальнейших приключений добрались до Нижнего Новгорода через Ковернино и Городец.

Некоторые итоги:

Протяженность по одометру 2171 км; с учетом поправочного коэффициента 0.94, полученного опытным путем путем сравнения одометра с километровыми столбами, реальная протяженность около 2050 км (из которых примерно 130 км были проделаны напрасно в поисках дороги на Солигалич).

Затрачено приблизительно 145 л бензина на сумму 961.50 руб., средняя цена бензина 6.60 руб./л, реальный расход бензина (с учетом вышеупомянутого поправочного коэффициента) около 7.1 л / 100 км.

Потрачено на паромы и переправы 69 руб., на один штраф ГИБДД 20 руб., на билеты в музеи и путеводители 71 руб., на ночевку на турбазе 100 руб.

Выпито значительное количество кока-колы, пива и прочих напитков.

Искупались в Юге, Сухоне, Вычегде, Стрельне, Унже и Утрусе.

Получили множество бесценных впечатлений.

Назад к списку автопутешествий

Hosted by uCoz